Институт иностранного языка.

Введение
Коммуникативная компетенция военного специалиста складывается из компетенций как в области родного, так и иностранного (одного или нескольких) языка.

В последние десятилетия усиленное расширение Североатлантического союза и возросшая активность взаимодействия представителей вооруженных сил различных стран в рамках ООН, миротворческих сил и других международных организаций и структур стали объективной реальностью, со всей очевидностью показавшей необходимость обеспечения языковой коммуникации между сторонами — участницами многонациональных проектов. Особые требования предъявляются к уровню владения английским языком как языком международного общения, использующимся как при проведении международных учений, так и сфере профессионально-технического общения.

По мнению руководства военной структуры НАТО, чем сложнее задачи, которые приходится решать в ходе международного сотрудничества, тем более глубокой и качественной должна быть лингвистическая подготовка военнослужащих, участвующих в их решении, тем более основательными должны быть ее организация и обеспечение. При этом международные воинские контингента сегодня часто создаются для решения внезапно возникающих задач, и в таком случае значительная доля успеха зависит от умения соответствующего военного ведомства той или иной страны обеспечить целенаправленную языковую подготовку своих представителей в кратчайшие сроки.

Цель работы: проинформировать студентов о языковой подготовке в специализированных военных учебных заведениях.

Задачи:

  1. Осветить деятельность основных специализированных военных учебных заведений за рубежом;
  2. Описать методологию изучения военнослужащими как родного языка, так и иностранного языка;
  3. Выявить пути решения языковой проблемы в нашем государстве.

Объектом исследования является: Языковые программы для военнослужащих
Предметом исследования является: Лингвистическая подготовка военнослужащих
Методы исследования: Анализ, синтез, теоретический .

Актуальность данной работы вижу в том , что нам как сотрудникам береговой охраны необходимо брать пример с наших соседей, в области изучения иностранных языков.

Содержание:

  1. Введение;
  2. Языковая подготовка в США;
  3. Языковая подготовка в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии;
  4. Языковая подготовка в Канаде и Австралии;
  5. Выводы.

Военные учреждения

Как известно, в Вооруженных силах США ведущим учебным заведением, где осуществляется разносторонняя подготовка лингвистов, является Военный институт иностранных языков (ВИИЯ), расположенный в г. Монтерей (Калифорния) с филиалом института в Вашингтоне . Его задачи — организация обучения иностранным языкам в интересах обеспечения национальной безопасности как на территории Соединенных Штатов, так и зарубежом; проведение научно-исследовательских работ в области лингвистики с целью совершенствования процесса обучения; разработка стандартов тестирования и оценки уровня знаний обучаемых.

Здесь проходят обучение военнослужащие вооруженных сил США, а также сотрудники ФБР, пограничной службы, НАСА, управления по борьбе с наркотиками и других государственных ведомств. Обучение осуществляется по следующим курсам: базовому, продвинутому и специальному. В филиале института обучаются представители различных ведомств на контрактной основе. Одновременно в институте занимаются около 3 000слушателей, в филиале — до 300 обучающихся.
В институте преподают около 30 языков. Продолжительность обучения составляет от двух (для продвинутого и специального курсов) до 63 (для базового курса) недель. В зависимости от их сложности языки подразделены на четыре категории. Самые сложные относятся к 4-й категории (арабский, корейский, китайский, японский и ряд других восточных языков). В 3-ю категорию входят русский, фарси, сербо-хорватский, пушту, дари и другие, во 2-ю- немецкий, а в 1-ю- романские языки.

В филиале института преподается более 50 языков. Продолжительность обучения — от четырех до 63 недель.
Коммуникативная компетенция военного специалиста складывается из компетенций как в области родного, так и иностранного (одного или нескольких) языка.

Как известно, в Вооруженных силах США ведущим учебным заведением, где осуществляется разносторонняя подготовка лингвистов, является Военный институт иностранных языков (ВИИЯ), расположенный в г. Монтерей (Калифорния) с филиалом института в Вашингтоне . Его задачи — организация обучения иностранным языкам в интересах обеспечения национальной безопасности как на территории Соединенных Штатов, так и зарубежом; проведение научно-исследовательских работ в области лингвистики с целью совершенствования процесса обучения; разработка стандартов тестирования и оценки уровня знаний обучаемых.

Здесь проходят обучение военнослужащие вооруженных сил США, а также сотрудники ФБР, пограничной службы, НАСА, управления по борьбе с наркотиками и других государственных ведомств. Обучение осуществляется по следующим курсам: базовому, продвинутому и специальному. В филиале института обучаются представители различных ведомств на контрактной основе. Одновременно в институте занимаются около 3 000слушателей, в филиале — до 300 обучающихся.
В институте преподают около 30 языков. Продолжительность обучения составляет от двух (для продвинутого и специального курсов) до 63 (для базового курса) недель. В зависимости от их сложности языки подразделены на четыре категории. Самые сложные относятся к 4-й категории (арабский, корейский, китайский, японский и ряд других восточных языков). В 3-ю категорию входят русский, фарси, сербо-хорватский, пушту, дари и другие, во 2-ю- немецкий, а в 1-ю- романские языки.

В филиале института преподается более 50 языков. Продолжительность обучения — от четырех до 63 недель.
Преподавательский состав насчитывает свыше 2000 человек. Для большинства из них преподаваемые языки являются родными. Концепция преподавания в институте основывается на изучении языка с совокупности с культурой его носителей.

Институт располагает мощной учебно-исследовательской базой и предоставляет возможность обучающимся работать с аутентичными материалами и специально разработанными курсами онлайн, а также в виде специально разработанных учебных курсов в электронной форме, доступных для скачивания.

Учебные нагрузки на слушателей довольно значительные. На занятия по языку отводится ежедневно 7 ч аудиторных и 3-4 ч самостоятельных занятий. Предусматривается периодическое проведение контрольных занятий с оценкой уровня усвоения программ обучения. Как показывает многолетняя практика, до 15 % слушателей не выдерживают такой нагрузки и отчисляются на различных этапах обучения.

Второй важный компонент программы военного ведомства США по обеспечению лингвистической подготовки — обучение английскому языку иностранцев. Его реализация возложена на Центр английского языка при министерстве обороны США (ЦАЯМО), расположенный на базе ВВС Лэкленд в Сан-Антонио (штат Техас). Деятельность ЦАЯМО осуществляется по двум направлениям. Первое (основное) — это обучение английскому языку непосредственно в самом центре иностранных военнослужащих и гражданских служащих, которые направлены в США для получения технического либо профессионального военного образования.

Уровень владения языком, требующийся для поступления в то или иное военное учебное заведение, устанавливается соответствующим министерством вида ВС и определяется с помощью теста ECL (уровень понимания английского языка) по шкале 1-100. Например, для овладения курсом, дающим глубокие технические знания или связанным с повышенной опасностью, требуется, чтобы ECL был не ниже 80.

Для менее сложных курсов он может быть достаточным в пределах 65, 70 или 75. Иностранным военнослужащим предоставляется возможность пройти тест ECL в своих странах перед выездом на учебу в Соединенные Штаты. Те из них, уровень знаний которых является недостаточным, сначала совершенствуют свой английский в ЦАЯМО.
Второе направление деятельности этого центра — реализация всех утвержденных военным ведомством программ обучения иностранным языкам за пределами США, где слушатели — это военнослужащие ВС США, являющиеся выходцами из других стран, а также гражданские служащие МО и члены их семей, для которых английский язык не является родным .

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии лингвистическая подготовка специалистов для министерства обороны и других силовых структур осуществляется в училище иностранных языков (УИЯ) Министерства обороны, которое организационно входит в управление обучения и набора и является ведущим вузом, занимающимся подготовкой специалистов-лингвистов высшей квалификации. УИЯ представляет собой центр учебно-методической работы для всех подразделений МО, где военнослужащие обучаются иностранным языкам. Преподаваемые языки — албанский, арабский, голландский, английский (для иностранцев), французский, хинди, итальянский, пушту, русский, сербский, испанский и урду. Обучение каждому из них может осуществляться по нескольким курсам с разными целевыми установками.

Общее количество курсов и число слушателей изменяются в соответствии с требованиями оперативной обстановки. В случаях, когда возникает необходимость в небольшом количестве специалистов с редкими языками, УИЯ практикует привлечение их из профильных гражданских вузов.

С 2003 года в этом училище особое внимание уделяется арабскому языку. Значительное число военнослужащих различных категорий перед убытием в Ирак для действий в составе британских сил проходит обучение в
УИЯ. Сроки учебы — неделя (обучение базовым фразам, приветствиям и т. п.), шесть, девять и 12 месяцев (для выполнения функций устного переводчика и заданий по линии разве-дорганов). Обучающиеся на месячных курсах помимо интенсивного изучения языка знакомятся с основами арабской культуры и ислама, для них организуются поездки в центры арабской культуры, краткосрочные выезды в Иорданию и Оман. По мнению военного руководства страны, военнослужащие, владеющие арабским языком, играют ключевую роль в деятельности британских ВС на Ближнем Востоке.

В УИЯ существует ряд курсов, где английскому языку как иностранному обучают военнослужащих и гражданских служащих зарубежных армий. Цель создания таких курсов — обогатить обучаемых знанием преимущественно военного английского языка и тех его аспектов, которые могли бы быть полезны тем, кто будет направлен для работы в структуры НАТО или ООН. Помимо этого, в случае необходимости в училище могут быть организованы краткосрочные целевые курсы военного английского языка.

Помимо очных в УИЯ есть заочные формы обучения, среди которых все большее развитие приобретает интернет-обучение. Основное преимущество последнего состоит в том, что оно позволяет обучающимся в краткие сроки восстановить утраченные по тем или иным причинам знания иностранных языков или углубить и, что важно, актуализировать имеющиеся. Тем не менее такая форма обучения считается неприменимой для тех, кто только приступает к изучению нового для себя языка.

На регулярной основе в училище организуются семинары для представителей вузов страны, занимающихся обучением иностранным языкам в интересах/по заказу МО (руководителей, педагогов и лингвистов- теоретиков). Данные семинары имеют своей целью обсуждение политики в области лингвистического образования, совершенствования методики преподавания, форм и критериев тестирования качества подготовки
слушателей в ходе и по завершении обучения, путей межвузовского взаимодействия и т. п.

Однако лингвистическая подготовка осуществляется не только в специализированных образовательных учреждениях. Так, например, в Военной Академии США (Вест-Пойнт, штат Нью-Йорк) обучающиеся могут получить специализацию в области одного или нескольких иностранных языков (арабского, китайского, французского, немецкого, португальского русского, испанского).

Обучение проводится на основе коммуникативного подхода (т.е. в центре внимания – развитие навыков чтения, слушания, письма и говорения), при этом подчеркивается изучение языка в связи с культурой. Кадеты, успешно завершившие обучение по языковым программам, могут рассчитывать на лучшие условия службы и обширные перспективы в плане военной карьеры.

Кадеты Военной академии ВВС США (г. Колорадо Спрингс, штат Колорадо) также могут получить специализацию с области иностранных языков.

В Канаде организация обучения ИЯ в интересах вооруженных сил возложена на училище иностранных языков канадских ВС. Обучение здесь осуществляется по трем различным программам, которые разработаны в соответствии со спецификой преследуемых целей и задач.

  • Во-первых, это базовая программа обучения иностранным языкам. Реализуя ее, национальное военное ведомство стремится обеспечить специалистов-языковедов, военных дипломатов и переводчиков, офицеров для международных комиссий по контролю над вооружениями, офицеров по руководству учебными стажировками (а также ряда других специалистов) знаниями ИЯ в объеме, позволяющем им эффективно решать поставленные командованием задачи. В настоящее время действуют пять основных курсов, на которых преподаются более 30 иностранных языков.
  • Во-вторых, программа содействия боевой подготовке. Ее целью является обучение английскому и французскому языкам офицеров из стран — участниц программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) для обеспечения оперативной совместимости между силами (войсками) при проведении операций под руководством НАТО, а также для ознакомления их с государственным и социальным устройством, культурой и организацией вооруженных сил Канады. Курсы обучения организуются для разных категорий военнослужащих (высшего руководящего и среднего офицерского состава), имеют различную продолжительность (10-17 недель), разное представительство (от четырех до 13 и более стран) и число участников (от 40 до 200 человек).
  • В-третьих, программа обучения второму иностранному языку. Основная ее цель — обеспечить ВС Канады достаточным количеством кадров, одновременно владеющих двумя языками (английским и французским), что особенно важно в последние годы, когда происходит численное сокращение вооруженных сил, усложняются стоящие перед ними задачи боевой подготовки и организации повседневной жизни войск. Как правило, обучение второму ИЯ организовано в лингвистических центрах, находящихся в ведении командования каждого из трех видов ВС (СВ, ВВС и ВМС).

Большой известностью среди военных лингвистов пользуется училище иностранных языков министерства обороны Австралии (УИЯМОА). Оно было основано в 1944 году в г. Сидней как подразделение Королевских ВВС для обучения военнослужащих Австралии японскому языку. Позже было переведено в г. Мельбурн. В 1994 году училище стало действовать как объединенное в интересах обеспечения лингвистами трех видов ВС, а также ряда государственных департаментов, в частности министерства иностранных дел.

С 1995 года в результате исследований рынка спроса лингвистических услуг, в соответствии с правительственной программой поддержки коммерческих инициатив, УИЯМОА организует свою деятельность по планам министерства обороны, отвечающим требованиям текущего момента. На практике это выразилось в том, что командованию училища удалось продемонстрировать, что оно способно проводить подготовку по иностранным языкам (исключая английский) с более низкими затратами, чем другие профильные учебные заведения, главным образом университеты Австралии. Успешная работа в данном направлении продолжается уже в течение нескольких трехгодичных курсов обучения.
Примером умелой организации процесса обучения является тот факт, что, несмотря на ограниченную численность преподавательского состава, училище смогло обеспечить рациональное использование ассигнованных министерством обороны финансовых средств и подготовку военнослужащих по языкам, на которых говорят жители Восточного Тимора (португальскому и тетум праса), благодаря чему Канберра успешно справляется со своей миротворческой ролью в рамках программы ИНТЕРФЕТ (Международные силы в Восточном Тиморе).

В 2001 году во время встречи с президентом США Дж. Бушем бывший премьер-министр Австралии Говард подтвердил приверженность своего правительства положениям договора о безопасности, подписанного между его страной, Новой Зеландией и США (АНЗЮС — ANSUS Treaty) в 1951 году. Говард заверил главу Белого дома, что Австралия готова присоединиться к числу участников международной коалиции по борьбе с терроризмом. Результатом данных обязательств стала организация в УИЯМОА курсов обучения языкам — арабскому и фарси. Проблемы с подбором преподавателей у руководства училища не возникло благодаря наличию в стране многочисленного арабского сообщества.

В последние годы, когда, по мнению руководства Австралии, роль государства в делах региона должна неуклонно возрастать, в вузах этой страны отмечается значительный спад интереса к изучению и, соответственно, преподаванию иностранных языков, особенно азиатских. Потому министерство обороны уделяет особое внимание поддержанию функциональности УИЯМОА. Так, оно является единственным учебным заведением, где в настоящее время преподается кхмерский язык. Всего здесь изучается 18 языков, что для ВС численностью около 50 тыс. человек является более чем достаточным.

В училище имеются около 30 учебных и учебно-методических аудиторий, две лингафонных лаборатории, оснащенные современным мультимедийным оборудованием, а также конференц-зал для проведения видеоконференций.
Несмотря на то что УИЯМО является подразделением МО, в нем имеется всего три военные должности руководящего состава: это начальник училища (назначение на нее происходит на ротационной основе), его заместитель по административно-хозяйственным вопросам (закреплена за Королевскими ВВС) и уорент-офицер эскадрильи, в ведении которого находятся вопросы дисциплины (закреплена за Королевскими ВМС). Кроме того, в училище предусмотрены три должности военных инструкторов: одна — начальника отдела Восточного Тимора и две — лекторов из отдела языков Тихоокеанского региона (один из них является офицером по обмену из ВС Папуа-Новой Гвинеи). Все остальные должности заняты гражданским персоналом.

Выводы

Таким образом, языковая подготовка в военных образовательных учреждениях США и Великобритании рассматривается военным руководством как важнейший компонент системы обеспечения обороноспособности соответствующих стран. Именно поэтому ей уделяется значительное внимание. Как в США, так и в Великобритании существуют военные образовательные учреждения, специализирующиеся на лингвистической подготовке офицеров. В США это Военный институт иностранных языков (г. Монтерей, штат Калифорния) и Центр английского языка при министерстве обороны США (г. Сан-Антонио, штат Техас), а в Великобритании — училище иностранных языков (УИЯ). Однако обучение иностранным языкам проводится и в других военных учебных заведениях (например, Военной Академии США (Вест-Пойнт, штат Нью-Йорк)). В целом, обучение строится на основе коммуникативного подхода, образовательном процессе используется целый ряд средств и методик, в том числе и обучение с использованием современных инфокоммуникационных технологий (в виде онлайновых курсов и электронных учебников, доступных для скачивания).

Что касается нашего государства и нашей языковой подготовки, то нам необходимы:

  • Обмен опыта между курсантами различных специализированных военных учебных заведений для повышения уровня языковой подготовки, как внутри государства так и с иностранными учреждениями;
  • Разработка специальных курсов для онлайн просмотров, а также в виде специальных разработанных учебных курсов в электронной форме, доступных для скачивания;
  • Практика в общении с иностранными гражданами.
Связано с:  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *