Сочинение, которое неплохо показало себя на конкурсе. Читайте и находите что-то новое для себя о Лескове.

«Конкурс “Лесков и Орловский край” – 2011

Тема: Церкви и монастыри Орловщины
в произведениях Н.С. Лескова»

Выполнил: Белевцев Данил
МОУ «Троицкая средняя
общеобразовательная школа»
10 класс
Руководитель: Касьян Н.И.
учитель русского языка и литературы
Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Истоки религиозно-нравственных воззрений Н.С. Лескова……………..4
Церкви и монастыри Орловского края в произведениях
Н.С. Лескова……………………………………………………………………………………….5
Успенский мужской монастырь………………………………………………..5
Церковь Ахтырская (Никития)………………………………………………..6
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Казанская)……………..7
Введенский (Христорождественский) женский монастырь…….8
Заключение…………………………………………………………………………………………9
Библиография……………………………………………………………………………………10
Приложение………………………………………………………………………………………..11

Введение

В современном мире происходят большие изменения во всех областях науки, в том числе, и в литературоведении.

Творчество Н.С. Лескова, в 40-70 годы XX века почти не изучалось. Только в конце XX – начале XXI века произошел кардинальный перелом в отношении к писателю и его произведениям.
Тема моей работы: «Церкви и монастыри Орловского края». Эта тема мне интересна тем, что, как выяснилось, во многих своих произведениях Н.С. Лесков с фотографической достоверностью описывает Орловскую действительность: быт лю-дей разных сословий, улицы, события, имена, и, конечно же, церкви, соборы. Орел, таким образом, стал одним из главных героев произведений писателя. Для нас, лю-дей, которым посчастливилось родиться на одной земле с великим писателем, чье творчество изучается во многих странах мира, в том числе в Польше, Болгарии, Гер-мании, Чехии и Словакии, Великобритании, США, чрезвычайно важно и, безусловно, интересно узнать, чем жил, дышал, страдал, на что надеялся и во что верил Орел XIX века.
Цель исследования: проследить, какие храмы Орловщины и в каких произ-ведениях увековечил Н.С. Лесков.
Основные методы и принципы исследования, используемые при написании работы: теоретическое исследование и анализ научной и краеведческой литературы по теме «Н.С. Лесков и Орловский край».
Основными источниками при изучении темы «Церкви и монастыри Орлов-щины» в произведениях Н.С. Лескова стали: Ашихмина Е.Н. Н.С. Лесков в Орле. В монографии на основе анализа текстов Н.С. Лескова и документов Государственного архива Орловской области освещается «орловский период» биографии писателя. В публикацию вошли ранее неизвестные архивные данные, существенно расширяющие и меняющие представление о детстве писателя, его учебе в Орловской гимназии и службе в палате Уголовного суда. Монография содержит новую информацию об описанных пером великого писателя. Вниманию читателя также представлены мес-тах и событиях, связанных с городом Орлом и прототипы персонажей Лескова, имевшие «орловские корни». Лебедев Ю. Судьбы России в творческом наследии И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, Н.С. Лескова. В цикле историко-литературных очерков Ю.В. Лебедева освещаются ключевые вехи творческого пути писателей-орловцев, усилиями которых в нашем сознании сформировался национальный образ мира – преходящее и вечное в судьбах России. Одним из основных источников ис-следования стало мемуарное свидетельство Андрея Лескова: Жизнь Николая Леско-ва.

Истоки религиозно-нравственных воззрений Н.С. Лескова

История земной жизни Христа и святых, чтимых церко-вью, составляет самое любимое чтение русского наро-да; все другие книги пока мало интересуют его.
Н.С. Лесков

Дед, прадед, прапрадед и даже прапрапрадед Лескова служили священниками в Лесках. От названия этого небогатого села Орловской губернии , которое стояло в 80 верстах от Орла на берегу речки Колхва, и произошла родовая фамилия Леско-вых.
Отец писателя, Семен Дмитриевич, родился в 1789 году, хотя эта дата счита-ется и не бесспорной . Вовсе не коллежским асессором, а сельским батюшкой небо-гатых Лесков предстояло стать и ему. Но окончив курс наук в Севской семинарии и вернувшись домой, вчерашний семинарист сейчас же заявил отцу, протоиерею Дмитрию, что попом становиться не намерен. Отказ сына идти по линии предков, означал не просто юношеский бунт, который можно было бы не брать в расчет (пе-ребесится, женится, остепенится), отказ сына означал, что основную семейную цен-ность, сельский приход, бережно передававшийся из рода в род, оставить будет не на кого.
В дореформенной России после смерти духовного лица вся его собственность, земля, дом, переходила его преемнику по должности. И потому «родовое гнездо» стремились закрепить за собой во что бы то ни стало. Чтобы передать собственность и место законному наследнику, родному сыну, выпускнику семинарии.
С Семеном Дмитриевичем отец Дмитрий связывал лучшие свои надежды. Был у Лесковых и второй сын, он тоже учился в Севской семинарии, но к тому времени давно лежал в могиле – его убили в семинарской потасовке, нравы в бурсе были вполне первобытными. Но Семен Дмитриевич был непреклонен, и как писал Н.С. Лесков, «…и ни за что не хотел надеть рясы, к которой всегда чувствовал неодолимое отвращение, хотя был человек очень хорошо богословски образованный и истинно религиозный ».
Семейные предания Лесковых утверждают, что отказ Семена Дмитриевича идти в духовное звание едва не свел отца в могилу . Впрочем, прежде, чем совер-шенно предаться скорби, батюшка прогнал непутевого отпрыска из отчего дома прочь, причем немедленно, в день его приезда, не оставив даже на ночь и «буквально безо всего». Без денег и без куска хлеба за пазухой, может быть, в надежде, что тот одумается, не справится и вернется, а может быть, под действием одного лишь гнева. Мать успела подать сыну 40 копеек меди, «через задние ворота». Это кстати, едва ли не единственное известное нам упоминание о бабке Лескова по отцовской линии
После разрыва с отцом Семен Дмитриевич уже не вернулся в родные Лески.
Однако в душу сына Николая Семену Дмитриевичу все же удалось посеять зерно Православия и истиной веры. Н.С. Лесков в «Автобиографической заметке пи-сал: «Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала во мне мирить веру с рассудком. Я думаю, что и тут многим обязан отцу. … Он несомненно был верующий и христианин…»
Н.С. Лесков вошел в литературу в довольно зрелом возрасте, в 30 лет и до конца своих дней не изменил своему призванию. М. Горький, определяя место ху-дожника в истории литературы, справедливо причислил его к ряду «творцов свя-щенного писания о русской земле»
В творчестве Николая Семёновича Лескова – одного из крупнейших русских мастеров слова второй половины XIX в., значительно повлиявшего на развитие оте-чественной литературы, – с особой очевидностью представлена христианская карти-на мироздания.
Орловщина – родина плеяды гениальных людей, в том числе, и Н.С. Лескова, национальных героев, прославивших Россию. Одна из значимых страниц в истории Орловского края – жизнь и деятельность духовных пастырей, священнослужителей: митрополита Филарета Амфитеатрова, архимандрита Макария Глухарева, святителя Феофана Затворника, отца Иоанна Кронштадского, Протоирея Георгия Коссова, ар-химандрита Сергия (Митрофана Серебрянского), Орловского епископа Макаря, при-численных Русской Православной Церковью к лику святых.
Как справедливо заметила Е.Н. Ашихмина, «На протяжении всего творческого пути Лесков говорит современникам об Орле, причем он называет город, как прави-ло, не маскируя его вымышленным названием или принятой у литераторов буквой N. Вслед за И.С. Тургеневым, Лесков представляет свой «отечественный город» России и миру. Орловская действительность, описанная пером Лескова, дает возможность историкам и литературоведам представить себе историю повседневности XIX века в ее конкретных деталях, общественных связях, традициях, обрядовой культуре, психологических особенностях, мировосприятии разных сословий, что является ог-ромной ценностью для науки. Орловская тема Лескова, несущая в себе черты типи-ческой среды России XIX века, таким образом, приобретает общерусское значение» .
Изучая тему «Церкви и монастыри Орловщины в произведениях Лескова», было выявлено, что писатель увековечил в литературе не только имена Орловских священнослужителей, но и храмы, которые в наше время являются памятниками ар-хитектуры.

Церкви и монастыри Орловского края в произведениях Н.С. Лескова
Успенский мужской монастырь
Расположен на левом скалистом берегу р. Оки на Ввозной горе, куда во II-ой половине XVII в. предполагалось перевести Орловскую крепость.
В 1664 г. была построена деревянная Успенская церковь. В 1691 г. была вы-строена деревянная церковь Святого Николая.
В 1691-1693 гг. вместо деревянной Успенской была выстроена каменная того же названия с колокольней и часами.
В 1693 г. была выстроена надвратная церковь Петра и Павла, до 1775 г. быв-шая также и приходской, а после ставшая домовой монастырской церковью.
Вместо деревянной Никольской в 1700 г. была построена придельная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В то же время монастырь был обнесен каменной огра-дой с двумя башнями.
Во владении монастыря находились села Архангельское, Монастырское, д. Орлица и Подмонастырская слобода, ныне называемая в Орле по-свойски – Мона-стырка.
Монастырь владел 120 десятинами земли.
В 1767 г. в монастыре насчитывалось 12 монахов. В первых числах ноября 1794 г. в монастыре вспыхнул пожар, во время которого сгорела церковь Петра и Павла. После ремонта она была переделана в жилое помещение, доделана в ней про-езжая арка.
В 1788 г. была учреждена Орловская губерния и одновремен¬но был поднят вопрос о перемещении архиерейской кафедры из Севска в Орел. По Указу Святого Синода 20 января 1820 г. при епископе Ионе Успенский монастырь был обращен в Архиерейский дом Орловской епархии, а монастырский штат и имущество переве-дены во Мценский Петропавловский монастырь.
Сменивший Иону епископ Гавриил продолжил работу по устройству Архие-рейского дома.
Был построен двухэтажный каменный дом для Архиерея, с се¬вера била уст-роена домовая Благовещенская церковь, каретный сарай, конюшня, баня, людской корпус из соснового леса на каменных фундаментам.
В 1844 г. сенатором А.В.Кочубеем была воздвигнута небольшая теплая цер-ковь Троицы, освящена 13 ноября 1845 г. Иконы для нее написаны в Академии Ху-дожеств.
В одной из глав «Мелочей архиерейской жизни» Н.С. Лесков рисует удру-чающую картину жизни на Монастырке вызванных к архиерею провинившихся священников. В ожидании разбора своих дел они существовали «аки птицы небес-ные». В тихом домике этапного офицера «духовенные» находили себе приют; меся-цами пребывая в безденежье и бездействии, они единственно «по усердию» мели двор и улицы (!), или пололи грядки («гряды»), или ходили за водой, для чего спус-кались с высокой горы на Оку. Этапный офицер разрешал им «дергать в огороде чрезвычайно разросшийся хрен, который угрожал заглушить всякую иную зелень и не переводился, несмотря на самое усердное истребление его «духовенными». На-против Монастырской слободы помещалась случная конюшня императорского кон-нозаводства. Лесков называет ее коней «царскими жеребцами», поясняя, что так именно звали лошадей этой конюшни в Орле.
Описанные события происходят примерно в то же время, когда в одном из до-мов на Нижней Монастырской слободе у однодворца Селихова стоял на квартире ученик Орловского духовного училища хороший мальчик Федор, Федя Амфитеатров из кромского села Высокое, будущий митрополит Киевский и Галицкий Филарет.
Церковь Ахтырская (Никития)
Находится на высоком правом берегу Оки, прилегавшие к ней кварталы за-строены небольшими 1-2 этажными домами. Колокольня церкви, прежде хорошо видная из любой часть города, была его главной вертикалью.
После охватившей Россию эпидемии чумы 1771 г. выявилась потребность вы-несения кладбищ за пределы города, и в Орле оно было устроено в Селиховой роще, где в 1773 г, и началось строительство Ахтырской церкви. В 1773 г. была построена придельная Никитская церковь, а в 1786 г. закончили постройку основного объема с престолом во имя Ахтырской иконы божьей матери. В 1786 г., в связи с началом за-стройки курских улиц (городской квартал, примыкавший к церкви), кладбище было перенесено за Московские ворота, а церковь обращена в приходскую. Строительство трапезной завершилось в 1803 г., в ней устроили приделы. В 1802 г. были подняты своды алтаря и увеличены проемы основного объема. В 1819-23 г.г. выстроили ко-локольню, которая стояла отдельно от храма. В 1870 г. трапезную удлинили на одно звено с западней стороны, до колокольни, тогда же, очевидно, церковь была оштука-турена и окна получили сохранившиеся доныне наличники. Ограда была устроена в 1875 г. После войны, в 1941-45 г.г., здание капитально отремонтировано и в нем уст-роено отопление. В конце 1950 г. по старым фотографиям восстановлена ограда.
Церковь является памятником классицизма.
О роли церкви Никития читаем в “Мелочах архиерейской жизни”: “Когда в Орле, в дни моего отрочества, расписывали церковь Никития и я ходил туда любо-ваться искусством местных художников, то один из таковых, высоко разумея о своем даровании, которое будто бы позволяло ему “одним почерком написать двенадцать апостолов”, говорил, что будто ему раз один церковный староста дал десять целковых на шабашку, чтобы он поставил в аду на цепь к Иуде, и что он будто бы это отлично исполнил. “Сходства, говорит, лишнего не вышло, а притом все, однако, понимали, что это наш Тигр — Ефратович”
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Казанская)
До сегодняшнего дня сохранилась в селе Паслово (Послов Колодезь, Ганши-но) церковь Спаса Нерукотворного Образа (Казанская), построенная в 1820 году. Расположена она на невысоком мысу, образованном рекой Окой и ручьем Паслов Колодезь. Первое упоминание о селениях на Паслове Колодезе содержится в писцо-вой книге 1594-1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. Кирпичная холодная церковь в селе во имя Спаса Нерукотворного Образа построена в 1820 г. Прасковьей Николаевной Давыдовой (урожденной Лопухиной), женой пол-ковника Владимира Денисовича Давыдова. В рапсодии Лескова «Юдоль» – это до-вольно странная женщина, никогда не покидавшая своего имения. «Сама же княгиня Д* не считала себя равною ни с кем и не допускала к себе никого.У нее была собст-венная церковь, собственный поп и собственный врач, которому она не позволяла лечить никого, кроме ее особы» . В историю же она вошла как тетя знаменитого по-эта и героя Отечественной войны 1812г. Дениса Васильевича Давыдова.. К тому же Прасковья Николаевна задолго до реформы 1861 года дала в своем завещании воль-ную крестьянам.. В Паслово находилась усадьба Давыдовых, центром которой яв-лялся большой деревянный 27-комнатный дом с двумя каменными башнями (не со-хранился). В состав усадьбы, кроме того, входили конный завод, оранжерея, а также служебные и хозяйственные постройки.
Сооруженный на средства Прасковьи Николаевны храм имел три престола: главный – во имя Спаса Нерукотворного Образа, в трапезной – во имя Казанской Бо-жией Матери и Св. мученика Иоанна Воина. Церкви принадлежали каменная часов-ня-усыпальница (1820 г.) на кладбище и деревянная часовня над Владимирским ко-лодцем, построенная в 1898 г. (восстановлена). 23 января 1826 г. в церкви отпевали тело императора Александра II по пути из Таганрога в С.-Петербург. В 1881 г. (по другим данным — в 1905 г.) при храме была учреждена одноклассная церковно-приходская школа.
Введенский (Христорождественский) женский монастырь
Основан 20 (30) сентября 1685 г. Первоначально располагался на левом берегу р. Орел (Орлика), на месте древнего Афанасьевского погоста (между со-временными ул. Ленина, 7-го Ноября). В 1703-08 гг. на нем построена церковь Введения Пресвятой Богородицы (здание существовало до 1950 г.). В 1843 г. монастырь сгорел и был перенесен на юго-восточную окраину города, в конец Курских улиц к приходской Христорождественской церкви, построенной в 1800-1822 гг. Строительство велось по проекту архитектора Д.В. Орехова. Открытие монастыря на новом месте состоялось 31 октября (12 ноября) 1848 г. В 1857 г. он был обнесен кирпичной оградой с четырьмя башнями. Во 2 пол. XIX в. на его территории были возведены храмовые, жилые и хозяйственные постройки. В нач. XX в. монастырь являлся одной из самых благоустроенных обителей России. В нем имелось 4 храма: Христорождественский собор, Тихвинская надвратная церковь (1865), устроенная в ее нижнем этаже Троицкая церковь (1887) и Воскресенская церковь (1885). В 1907 г. в монастыре числилось 350 сестер, он имел 286 десятин земли и славился своими золотошвейными работами. Монастырь был описан в романе Н. С. Лескова «Некуда!»
«Между тем тарантас, прыгая по каменным волнам губернской мостовой, проехал Московскую улицу, Курскую, Кромскую площадь, затем Стрелецкую слободу, снова покатился по мягкому выгону и через полверсты от Курской за-ставы остановился у стен девичьего монастыря.
Монастырь стоял за городом на совершенно ровном, как скатерть, зеленом выгоне. Он был обнесен со всех сторон красною кирпичною стеною, на которой по углам были выстроены четыре такие же красные кирпичные башенки.
Кругом никакого жилища. Только в одной стороне две ветряные мельницы лениво махали своими безобразными крыльями. Ничего живописного не было в положении этого подгородного монастыря: как-то потерянно смотрел он своими красными башенками, на которые не было сделано даже и всходов. Ничего-таки, ровно ничего в нем не было располагающего ни к мечте, ни к самоуглублению. Это не то, что пустынная обитель, где есть ряд келий, темный проход, часовня у святых ворот с чудотворною иконою и возле ключ воды студеной, — это было скучное, су-хое место.
В двух стенах монастыря были сделаны ворота, из которых одни были
постоянно заперты, а у других стояла часовенка» .
В 1923 г. монастырь был закрыт, а в 1930 годы разрушен Христорождествен-ский собор.

Заключение
Лескова любят, читают, переводят, штудируют не только в европейских стра-нах, США, Канаде, Латинской Америке, но и в Японии, Китае, Корее. Многие из за-рубежных славистов, влюблённых в лесковское творчество, в разные годы побывали в Орле или ещё только мечтают приехать на родину писателя. По лесковским книгам иностранцы пытаются постичь тайны русского языка, русской души. Но загадка ос-таётся неразгаданной. Во всех оттенках и тонкостях «самобытнейший писатель рус-ский» недоступен для иноземного читателя. В то же время нам, русским, доступно великое счастье — читать и воспринимать лесковские произведения во всём их мно-гоцветии. Возможность проникновения в «святая святых» творческого мира Лескова для нас не закрыта.
Орловский период жизни великого мастера слова до последнего времени оста-вался нераскрытым. Однако, это очень значимый этап в творчестве Н.С. Лескова.
«Заразительно весёлой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж» сын писателя Андрей Лесков. Действительно, в этом рассказе наиболее полно отразилось «орлов-ское происхождение» Лескова, его любовь к Орлу, малой родине; блестящее знание русской провинции, которая была дорога писателю как подлинно корневая основа жизни. Достоверность орловского колорита этой «бытовой картинки» тем более по-разительна, что Лесков посещал свой родной город последний раз в 1862 году, па-мять между тем бережно сохраняла все мельчайшие подробности, так что город Орёл также стал одним из «героев» рассказа. Здесь поименованы все орловские хра-мы, в том числе церкви Покровская и Спасо-Преображенская на Ильинке, церковь Богоявления, Борисоглебская, Никитская. Писатель в точности воспроизводит не только топографию, но и саму атмосферу старинного провинциального города.
Творчество нашего выдающегося земляка можно по праву назвать, в том чис-ле, и энциклопедией церковной жизни Орловской губернии. Предлагаю всем, кому небезразличен Орловский край, перечитать нетленные страницы произведений Н.С. Лескова и пройти маршрутами писателя, по-новому взглянув на храмы, соборы, церкви, монастыри….

Библиография
Лесков Н.С. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Т. I – XI. М., 1956 – 1958.
Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 томах. М.,1989

Ашихмина Е.Н. «Тургеневский бережок» в годы детства И.С. Тургенева. // Турге-невский ежегодник 2005 – 2006 годов. Орел, 2008. – С. 31 – 37.
Ашихмина Е.Н. Н.С. Лесков в Орле. – Орел, 2010.
Ашихмина Е.Н.Орловское детство Лескова. Часть 2. Лесков и гимназия. – Орловский вестник, 2008, 5, 12 марта
Ашихмина. Е.Н. Орловское детство Лескова. Часть 1. Лесков и город. – Орловский вестник, 2008, 13 февраля
Лебедев Ю. Судьбы России в творческом наследии И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, Н.С. Лескова. – Орел, 2007.
Горький М. Н.С. Лесков // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М.: ГИХЛ, 1953. Т. 24.
Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным запи-сям и памятям. В 2-х т. М., 1984.
Лесков Н.С. Письмо к В.В. Иванову. // Русские писатели о литературном труде (XVIII – XX вв.). Сб. в 4 т. / Под общ. ред. Б. Мейлаха. Л., 1955. Т. 3. С. 216.
Новикова А. Николай Семенович Лесков: своеобразие художественного мировос-приятия. – Орел, 2005.
Старыгина Н. Лесков в школе. – «Владос», 2000

 

1 комментарий к Сочинение на тему “Церкви и монастыри Орловщины в произведениях Н.С. Лескова”. Конкурс “Лесков и Орловский край” 2011

  1. […] людям. Не прекращается изучение произведений, стихов и жизни Лескова ни на […]

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Реальные и выдуманные душераздирающие истории + Сочинения + Стихотворения. Все статьи являются интеллектуальной собственностью авторов сайта «Денис да Данил». Копирование материалов без рабочей обратной ссылки запрещено. Руководители творческого проекта Jacob Black and White. Все права защищены. © ТО «Денис да Данил», 2010-2017